Встал вопрос о создании в боевых полках специальных саперных подразделений, необходимых для повышения качества инженерно-саперного обеспечения боевых действий. Так в полках появились саперные команды. В состав команды входили:

  • офицер (начальник команды),
  • фельдфебель,
  • 3 старших унтер-офицера (с каптенармусом).
  • 6 младших унтер-офицеров,
  • 8 ефрейторов,
  • 76 рядовых строевых нижних чинов,
  • 2 кашевара, 2 рабочих по кухне и денщик.

Всего 100 человек (один офицер и 99 нижних чинов).

Прапорщик Щипин был назначен начальником саперной команды 11-го Кавказского стрелкового полка, входившего в состав 3-й Кавказской стрелковой дивизии. Полком командовал полковник Георгий Давыдович Цулукидзе . Командир и полковые подразделения уже прославились в сражении под Сарыкамышем, поэтому Николаю, еще необстрелянному новичку, сначала было трудновато в компании боевых офицеров. Да и хлопот с формированием и обучением саперной команды было немало. Но постепенно все вошло в нормальное русло. Во многом помогло и то обстоятельство, что в русской армии саперы традиционно были привилегированным родом войск. Отсюда и отношение к единственному офицеру-саперу в полку, пусть даже и новичку на фронте – доброжелательное и благосклонное.

Чаепитие у командира полка. Справа – прапорщик  Щипин. Кавказ.1915 год.
Чаепитие у командира полка. Справа – прапорщик Щипин. Кавказ.1915 год.

Конечно, и потрудиться для завоевания авторитета среди офицеров и солдат полка пришлось немало. Саперная команда, основным «оружием» которой был топор и лопата, рыла траншеи и окопы полного профиля, оборудовала блиндажи и наблюдательные пункты, устанавливала минные и проволочные заграждения, устраивала завалы и речные переправы, всего и не перечислишь. Кроме того, в критических обстоятельствах саперная команда была последним резервом командира полка. В этом случае саперы брались за винтовки, а лишние 100 штыков в случае, когда каждый солдат наперечет, согласитесь, могут сделать многое.

Саперная команда 11-го Кавказского стрелкового полка за повседневной работой. Кавказский фронт. 1915 год.
Саперная команда 11-го Кавказского стрелкового полка за повседневной работой. Кавказский фронт. 1915 год.

На Кавказском фронте Николай Дмитриевич познакомился с Ольгой Дмитриевной Бриммер, потомственной орловской дворянкой. Род Бриммеров вел свое начало от воинственных немецких рыцарей, обосновавшихся в средние века в Прибалтике. Затем Бриммеры перешли на службу к русским царям, обрусели, некоторые ветви рода переселились в центральные губернии России. Но традиционно мужская половина рода служила в армии. Не исключением был и родной брат Ольги, штабс-капитан Константин Викторович Бриммер, воевавший в этот момент на Западном фронте в составе 300-го Заславского пехотного полка. Впоследствии Константин Бриммер сыграл важную роль в судьбе Николая и Ольги.