Повседневную учебу подразделений вновь сменяли боевые будни, иногда полные неожиданностей:

Кому Начальнику штаба 3 Кавказской стрелковой дивизии

От кого Командира 11 Кавказского стрелкового полка

1916 г. «20» июля месяца « 12 » час. «45 » мин. дня

№ 465. Из __________________________________

Карта «__________» в дюйме.

В «Кавказском» окопе против наших брошенных минных галерей ночью был слышен звук работы киркой с перерывами, под землей.

Для выяснения, откуда передается этот звук, прошу командировать минеров.

Полковник Шоке.

Что произошло в подобном случае в другом пехотном полку (и тоже в 1916 году) рассказывает в своих записках прапорщик Оськин, кстати, также исполнявший обязанности начальника саперной команды:

«Наши наблюдатели доложили, что ночью слышали подозрительный стук перед окопами, точно ведется подкоп. Установили специальное наблюдение. Я лично выходил за бруствер, прикладывал ухо к земле и очень отчетливо слышал стуки кирки-мотыги, работающей под землей. Ведут сапу. Сообщили о замеченном в штаб полка с просьбой выслать к нам командира саперной роты, ведущей подрывные работы в дивизии. Явился прапорщик инженерных войск Свинтецкий. С наступлением темноты вместе пошли на подозрительный участок. Свинтецкий тоже признал: ведут сапу.

— Что же вы будете делать? — спрашиваем мы Свинтецкого.

— Мы производили уже разведку, — отвечает он. — Думали повести встречную сапу, но у нас не хватает на это технических знаний. Я доложу командиру инженерного батальона и о результате сегодня или завтра уведомлю.

— А нас не взорвут до завтра?

— А черт их знает, может, и взорвут.

Получили указание штаба. Не имея возможности воспрепятствовать австрийцам вести сапу, рекомендуется разредить угрожаемый участок от людей, чтобы в случае взрыва жертв было меньше.

Снова прибыл прапорщик Свинтецкий в сопровождении нескольких саперов и подрывников. Мы сегодня же проведем встречную сапу.

Действительно, ночью начали рыть глубокий подземный ход. Но через два-три шага земля обвалилась и всю сделанную работу засыпала.

— Вот видите, — говорит Свинтецкий, зайдя к нам в землянку, — как мы не подготовлены. Нам нужно иметь специальные подпорки для того, чтобы не обвалилась земля, а их сейчас нет, надо подготовлять.

— Разве это так сложно? — возмущается Ханчев. — Лес от позиции не так далеко, в течение одной ночи можно нарубить и сделать эти подпорки.

— Мы подумаем,

И Свинтецкий ушел.

Разредили роту, оставив на угрожаемом участке лишь один пост, и тот поодаль от стуков. Поставили на флангах пулеметные гнезда, чтобы в случае взрыва можно было в прорыв направить сильный огонь.

Стук под землей все продолжается. Офицерская землянка находится на расстоянии примерно ста метров от первой линии окопов и от угрожаемого участка почти в безопасности. Жалко солдат. Установили систематический обход первой линии. Вся рота в большом напряжении, особенно те солдаты, которым приходится становиться наблюдателями по соседству с роющейся сапой. Никаких технических указаний и содействия от инженерного батальона не получаем…

Съев обед, принесенный денщиками из офицерского собрания перед сумерками, офицеры роты в полном сборе сидят в своей землянке, толкуя: взорвут нас или не взорвут? Вдруг почувствовали колебание почвы под ногами, и через мгновение раздался оглушительный взрыв. Со всех сторон на землянку посыпались комья земли. Сильный ветер распахнул прикрывавшую вход в землянку палатку, мы были сброшены с сидений на пол. Несколько мгновений не могли прийти в себя, не понимая, что произошло.

— А ведь это взрыв минной сапы! — первым промолвил Новоселов, быстро выбегая в окопы.

Мы за ним. Солдаты из первой линии по ходам сообщения бежали назад.

— Куда? Обратно! — закричал Новоселов, бежавший впереди нас.

Солдаты остановились. Новоселов, давая подзатыльники одному, другому, продолжал бежать вперед. Мы не отставали.

Посередине ротного участка от бывших проволочных заграждений не осталось и следа. Все они разметаны далеко в стороны. На месте окопов первой линии зияла огромная воронка, диаметром метров двадцать и глубиной метров шесть. По сторонам воронки выкарабкивались из-под земли придавленные солдаты. На флангах роты, где были установлены пулеметные гнезда и специальное наблюдение на случай взрыва, — молчание. Я бросился на левый фланг. Застал обоих пулеметчиков у бойниц с приготовленными к стрельбе пулеметами, трясущихся от нервного напряжения.

— Почему молчите?

— Не по ком стрелять, ваше благородие. Австрийцев не видно.

Я посмотрел в сторону австрийских окопов: там полное безмолвие.

Вернулся к месту взрыва. Ханчев, Новоселов и группа солдат помогали разрывать землю, чтобы вытащить засыпанных бойцов.

К счастью, взрыв произошел до постановки ночных наблюдательных постов. Несколько человек взрывом отбросило назад и некоторых засыпало, но убитых нет, лишь некоторые получили тяжелые ушибы комьями земли. Отделались счастливо.

Срочно донесли в штаб полка, прося немедленно прислать саперов для восстановления проволочных заграждений. Непонятно, почему австриец не перешел в наступление?..»

Спешно

Кому Подполковнику Богомолову

От кого Командира 11 Кавказского стрелкового полка

1916 г. «24» июля месяца « » час. « » мин. _____

№ 468. Из __________________________________

Карта «__________» в дюйме.

Необходимо доставить четыре орудия со снарядами на позицию. Лошадей надо попросить у командира парковой бригады.

Место доставки орудий – мыза Медум. Поэтому прошу Вас от моего имени лично обратиться к командиру парковой бригады. Адрес: Двинск, Болотная ул., № 12. Нижних чинов артиллерийского взвода передать на довольствие в 1-й батальон.

Прилагаю телефонограмму начальника штаба 3 Кавказской стр. дивизии за № 450.

Полковник Шоке.

Кому Начальнику хозяйственной части

От кого Командира полка

1916 г. «27» июля месяца «22 » час. « 50 » мин. _____

№ 469. Из __________________________________

Карта «__________» в дюйме.

Высылайте по субботам в учебную команду по 10 пар починенных сапог, получая худые.

2 раза в неделю туда же посылайте смазку для сапог. На 73 человека (в учебную команду) вышлите палатки с принадлежностями, а также по 2 смены белья и портянок.

Полковник Шоке.

Кому Начальнику штаба 3 Кавказской стрелковой дивизии

От кого Командира 11 Кавказского стрелкового полка

1916 г. «28» июля месяца « » час. « » мин. _____

№ 470. Из __________________________________

Карта «__________» в дюйме.

В ночь с 27 на 28 июля с.г. 16-й роте удалось занять горку к северу от впадения Бергофского ручья в р. Лавкаса и укрепиться. Построен окоп в рост и выставлены вперед рогатки. Предполагаю построить бойницы и усилить проволочные заграждения.

Невзирая на ружейный и пулеметный огонь противника и освещение работ ракетами – потерь нет.

Полковник Шоке.

Секретно

Кому Полковнику Андриевичу

От кого Командира 11 Кавказского стрелкового полка

1916 г. «6 » сентября месяца « » час. « » мин. _____

№ 482. Из __________________________________

Карта «__________» в дюйме.

Ввиду имеющихся сведений о перегруппировке захват пленных является необходимым для донесения в штаб фронта.

Разведку на участках у Двинского шоссе начальник дивизии возложил на вверенный мне полк, причем самую организацию разведки и захват пленных приказано поручить Вам.

Полковник Шоке.

Кому Подполковнику Животовскому

От кого от адъютанта 11 Кавказского стрелкового полка

1916 г. «9» сентября месяца « » час. « » мин. _____

№ 483. Из __________________________________

Карта «__________» в дюйме.

Препровождаю копию расписания занятий саперной команды 11-го Кавказского стрелкового полка.

Штабс-капитан Мусаэльянц.

Как видно из приведенных выше документов, командир полка дважды в течение двух с половиной месяцев докладывал в штаб дивизии о занятиях в саперной команде полка.